self_id
каталог
связь
архив
инфо
SELF_ID
SELF_ID
© 2010 ООО "Self-ID". Авторские права защищены. © 2010 ООО "Self-ID". All Rights Reserved.
СОХРАНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Притягательная сила одного из выдающихся символов русского авангарда 1910-20 годов башни Татлина общеизвестна. Подтверждением этого служит рост количества пространственных реконструкций башни и скрупулезное изучение всех доступных архивных графических и текстовых материалов.
Татлин - художник пространства, и желание ощутить пространство именно этого художника естественно. Все знают его контррельефы и угловые контррельефы, в которых он поставил и решил задачу дематериализации реальных материалов (железа, дерева, бумаги, стекла и т. п.). Он, заставив парить эти материалы в пространстве вопреки закону всемирного тяготения, превратил их тем самым в эфемерную живописную материю. Эта идея нашла обобщение в его концепции "всеобщего живописного материала".
Возможно вновь открывшиеся обстоятельства помогут нам лучше понять и ощутить структуру, пространство, материалу, возможно, и цвет башни Татлина.
Итак, попробуем реконструировать события приведшие к созданию документальной стереофотографии башни. Эпизод №3 съемок башни в 1920 г. (назовем его так). Фотограф неторопливо фотографирует башню с нижней точки и немного по диагонали зала. Срабатывает затвор и еще один негатив готов. Неожиданно подходит Татлин и встает перед подиумом, затем зовет присутствующих в зале. Приходят шесть человек и встают рядом с Мастером. Фотография на память. Все оживлены, а у фотографа возникли профессиональные проблемы. Вся группа людей не умещается в кадр, или, что вернее, в рамке кадра видны одни головы. Фотограф начинает отступать с камерой назад и сдвигается в сторону. Кадр найден. Щелчок затвора, и еще один негатив готов. Все расходятся. Съемки продолжаются в другой точке зала, кажется на антресоли.
Через 74 года я, думаю, первый понял важность последствий вытекающих из эпизода № 3. Смотрю на нечаянную и единственную стереофотографию башни Татлина расшифрованную и изготовленную мною в марте 1994 года из двух всем известных документальных фотографий датированных 1920 годом. Передо мною открылся волшебный мир законсервированного в 1920 году, случайно зашифрованного (закодированного), но все-таки сохраненного для нас пространства башни и зала.
Приглашаю посмотреть Вас на башню и ее стереофрагменты, дополнив свои знания о ней пространственными ощущениями и переживаниями. Надеюсь, этот неожиданный и ретроспективный стереовзгляд на башню Татлина поможет ее изучению и, возможно, созданию более точных реконструкций.
В. Колейчук