Your browser doesn't support JavaScript or you have disabled JavaScript.

«Театр Веры Мухиной» - выставка в Московском музее современного искусства

 

| куратор: Георгий Коваленко

| концепция и экспозиционное решение: Вячеслав Колейчук, Анна Колейчук

| видео и звук: Александр Вожжов

| свет: Вадим Таллеров

| реконструкция костюмов: Анна Колейчук

 

«Театр Веры Мухиной» - выставка Московского музея современного искусства. Время проведения: с 17 октября по 2 декабря 2012 года..

В достаточно изученном и не раз экспонировавшемся искусстве Веры Мухиной (1889 - 1953) до сегодняшнего дня остаются практически неизвестными ее работы для театра. Выставка театральных работ Веры Мухиной в Московском музее современного искусства представила совершенно новую грань творчества известнейшего скульптора-монументалиста.

В состав экспозиции выставки включена графика, рисунки, скульптуры, эскизы костюмов и разработки сценического оформления для спектаклей «Роза и Крест» А. Блока, «Ужин шуток» Сэма Бенелли, «Электра» Софокла и балета «Наль и Дамаянти», а также архивные фотографии и видео. Произведения, большинство из которых ранее не выставлялись, собраны из коллекций крупнейших российских музеев.

Куратор выставки - Георгий Коваленко, доктор искусствоведения, действительный член РАХ, заведующий отделом русского искусства XX века НИИ РАХ и главный научный сотрудник Государственного института искусствознания.

Архитектором экспозиции выступил Вячеслав Колейчук - художник, архитектор, теоретик искусства и мастер экспериментального дизайна, а также его дочь Анна Колейчук. Видео и звук - Александр Вожжов. Свет - Вадим Таллеров. Реконструкция костюмов - Анна Колейчук.

muhina-india-hall-by-vojjov

Инициаторами и со-организаторами выставочного проекта выступили Гуманитарный проект Ивана Полякова и Фонд культурного просвещения «Стиль Победы». Гуманитарный проект Ивана Полякова осуществляет поддержку масштабных социокультурных программ, обладающих потенциалом влияния на глобальный культурный контекст.

Фонд культурного просвещения «Стиль Победы» занимается изучением и популяризацией отечественного искусства 1930-50-х гг. как художественного феномена мирового значения с чёткими стилевыми характеристиками.

Участие Фонда в реализации выставки «Театр Веры Мухиной» обусловлено желанием не только открыть неизвестные страницы творчества автора «Рабочего и колхозницы», но и продемонстрировать объективный подход к изучению советской культуры ХХ столетия, далеко не исчерпывающейся одной пропагандой и «культом личности».

Вера Мухина широко известна как скульптор, мастер декоративного творчества, теоретик искусства, ее творческое наследие во многом стало символом Советской эпохи. Театр жизни Веры Мухиной порой разворачивался очень драматично -- ранняя смерть родителей, болезни, сложные операции, ссылка мужа, аресты. Родилась в Риге, росла в купеческой семье, училась в Париже у скульптора Бурделя, после обучения путешествовала по городам Италии, изучая искусство Ренессанса.

С тех пор ее увлекла эстетика античности и Итальянского Возрождения, и отчасти именно поэтому она обратилась к разработке декораций и костюмов для спектаклей Камерного театра А.Я. Таирова: драма А. Блока «Роза и Крест», пьеса Сема Бенелли «Ужин шуток» и балет «Наль и Дамаянти» по мотивам индийского эпоса. В период с 1916 по 1917 Вера Мухина сделала эскизы к этим спектаклям, но, к сожалению, по разным причинам они так и не были осуществлены.

Для сцены Камерного театра она выполнила декоративный лепной портал по мотивам древнегреческого искусства для спектакля «Фамира-Кифаред» в постановке А.Я.Таирова. В 1944 году, вернувшись к античной тематике, Вера Мухина выполнила театральные декорации для спектакля «Электра» Софокла в Театре имени Евгения Вахтангова.

Между разными направлениями творчества Веры Мухиной существует удивительная взаимосвязь. В скульптуре Вера Мухина умела передать монументальность характера. Это понимание внутреннего мира героя, умение визуально представить динамику движения его тела она смогла привнести и в работу в театре.

Многие станковые произведения Веры Мухиной отмечены игровым театральным началом - групповые скульптурные композиции можно рассматривать как театральные мизансцены.

Многие нереализованные на театральной сцене идеи находили потом воплощение в скульптуре, декоративном творчестве или дизайне одежды - Мухина много и весьма успешно проектировала современную городскую одежду, ее дизайн отличали выразительная форма, активные декоративные дополнения и использование народного орнамента.

Выставка «Театр Веры Мухиной» в Московском музее современного искусства может стать для поклонников ее искусства истинным откровением: возможно, если бы спектакли 1916 и 1917 года состоялись, вся творческая биография Веры Мухиной могла бы сложиться иначе.

Работы для выставки предоставлены Государственным Русским Музеем, Государственной Третьяковской Галереей, Государственным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства, Государственным Академическим музеем им. Е. Вахтангова, Киевским национальным музеем русского искусства, Музеем Государственного Академического Большого театра, Российским государственным архивом литературы и искусства.

По материалам: www.mmoma.ru

Your browser doesn't support JavaScript or you have disabled JavaScript.

navi-head-image-1 navi-head-image-3 navi-head-image-4 navi-head-image-5 go-page-circle-2 видео музыка библиотека артефакты  выставка ОБМОХУ / вячеслав окно в будущее / советский  прототороид / алексей чуланский